Результаты социально-психологического исследованияВ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

В марте-апреле 2005 году специалистами центра проведено социально-психологическое исследование с целью изучения организованной досуговой деятельности как условия профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков.

Задачи исследования:

  • проанализировать проблемную ситуацию по материалам социально-педагогической и психологической литературы;
  • определить потребность детей в досуговой деятельности;
  • определить удовлетворенность подростков проведением свободного времени;
  • исследовать предпочитаемые виды отдыха в различных сферах досуга: с родителями, с друзьями, самостоятельно и в организованной форме (в кружках, секциях);
  • выявить причины недостаточной занятости учащихся в системе дополнительного образования;
  • изучить распределение свободного времени;
  • провести сравнительный анализ результатов в контрольной группе и группе “риска”;
  • провести корреляционный анализ данных;
  • провести сравнительный анализ данных в возрастных группах 11-12-и лет и 13-15-и лет.

В исследовании приняли участие 543 человека, учащиеся 6, 9-х классов образовательных учреждений г. Старый Оскол. Среди них 246 мальчиков и 207 девочек. учащихся 6-х классов -154 человека, учащихся 9-х классов -299 человек. Учащиеся были условно разделены на две группы: контрольную и группу “риска”. В контрольную группу вошли учащиеся 6,9-х классов (320 человек), “группу риска” составили подростки, состоящие на внутришкольном учете и на учете в ОППН (133 человека).

Поскольку досуг – необходимая часть жизни любого человека, особенно ребенка, который находится в активном процессе развития, важно определить, где и как он проводит свой досуг, умеет ли планировать свое свободное время.

Только 10 % учащихся имеют хорошо сформированные навыки планирования свободного времени. 26% школьников планируют досуг время от времени; 30 % респондентов ответили, что у них не получается планировать свободное время, действуют по обстоятельствам и 25% не считают необходимым строить даже кратковременные планы.

В ходе сравнительного анализа выяснилось, что с возрастом увеличивается количество детей, которые испытывают трудности при планировании досуга. Важно обратить внимание на эту проблему, как в семейном воспитании, так и при организации УВП. Отсутствие или недостаточная сформированность навыков планирования свободного времени может привести к пассивности, отсутствию собственных интересов, перекладыванию ответственности за проведение досуга на взрослых или более авторитетных сверстников.

Для оценки возможностей проведения досуга, необходимо определить количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий.

Результаты исследования показали, что большая часть школьников (45 %) на выполнение домашних заданий тратит 1 – 2 часа в день, у 31 % испытуемых на выполнение домашней работы уходит менее часа, но 19 % ответивших выполняют домашние задания в течение 2-3 часов и 5 % более трех часов.

Следовательно, 24 % школьников в связи с загруженностью не имеют достаточного времени для организации досуга (посещения кружков, секций), в то же время дети с отклоняющимся поведением тратят меньше времени на выполнение домашней работы по сравнению с контрольной группой и имеют больше возможностей для организации досуга.

В ходе анализа проблемной ситуации были выделены четыре основные области проведения свободного времени:

  • самостоятельное проведение свободного времени школьниками дома (предпочтение видов отдыха);
  • проведение свободного времени с родителями;
  • проведение свободного времени с друзьями (предпочитаемые занятия и место проведения досуга);
  • организованные формы проведения досуга (занятость в кружках и секциях).

Среди различных способов времяпровождения дома одно из лидирующих мест занимает просмотр телепередач и компьютерные игры (66% из числа опрошенных), на втором месте различные виды отдыха – в основном сон. Можно предположить, что потребность в отдыхе (сне) связана с высокими школьными нагрузками, особенно у девятиклассников и детей из контрольной группы.

По данным других исследований мальчики имеют более низкую физическую сопротивляемость стрессу, чем девочки. Что подтверждается нашим исследованием: по результатам корреляционного анализа потребность в отдыхе является доминирующей у мальчиков при равных учебных нагрузках с девочками.

19% респондентов ухаживают за домашними животными и 11% занимаются любимым делом: рисование, рукоделие. В научной психолого-педагогической литературе существует точка зрения, что из детей, занимающихся продуктивным досугом (рукоделием, рисованием, прикладным творчеством, техническим трудом) вырастают более организованные, уверенные в себе, самостоятельные личности, с развитым творческим мышлением.

Среди других тенденций в организации досуговой деятельности можно отметить, что лишь 16% детей любят читать в свободное время, при этом не обнаруживается существенной разницы в ответах шестиклассников и девятиклассников.

Становление и развитие человека начинается в семье — первом социальном окружении, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, навыки деятельности, общения, в том числе и опыт проведения досуга. В исследовании изучались формы проведения совместного досуга подростков с родителями.

Большинство семей совместный отдых проводят возле телевизора (56%), а также, выполняя работу по дому (49%).

Важно отметить, что культура семейного досуга несомненно зависит от культуры родителей, того, как они сами организуют своё свободное время. Если у родителей есть какие-то увлечения, то дети охотно их разделяют и, вполне вероятно, этот опыт перенесут в свою взрослую жизнь.

13 % респондентов отметили, что совместно с родителями занимаются активными видами отдыха (гуляют, занимаются спортом).

Подростки с отклоняющимся поведением меньше времени проводят с родителями, чем дети из контрольной группы. “Активный отдых” в семьях детей из группы “риска” встречается в 6 раз реже, чем в семьях детей из контрольной группы.

Подростки большое количество свободного времени проводят в обществе сверстников. В ходе исследования мы выяснили, где и как они проводят свой досуг. Подавляющее большинство подростков (75%) предпочитает проводить свободное время с друзьями на улице, 60% респондентов отметили, что часто собираются у кого-либо дома, 14% встречаются на дискотеке и 11% в компьютерном зале.

Девятиклассники больше времени проводят с друзьями, что соответствует психологическим особенностям данного возраста. И, по сравнению с 6-классниками, чаще находятся у кого-то дома (62 %).

Следует отметить, что подростки с отклоняющимся поведением меньше времени проводят с друзьями, чем дети из контрольной группы. Что, в свою очередь, может указывать на трудности, нарушения в коммуникативной сфере. Чаще, чем “обычные” дети, они встречаются с друзьями в компьютерном зале, что говорит о предпочтении опосредованного общения.

Анализируя формы проведения досуга с друзьями, можно сделать следующие выводы.

  • 75 % подростков предпочитают гулять со сверстниками.
  • Треть ответивших предпочитают слушать музыку, играть на компьютере и обмениваться новостями.
  • 15 % школьников с друзьями смотрят телевизор.
  • 7 % играют в активные игры (футбол).

Так как большую часть времени подростки с друзьями проводят на улице (гуляют), необходимо подчеркнуть важность организации таких форм досуга, как создание дворовых команд, оборудование площадок, дворов.

Свобода, рождаемая досугом – это не праздность, не бездеятельность, а возможность самолично решать, что делать. Однако не каждый человек умеет пользоваться той свободой, которую предоставляет ему досуг.

В исследовании определялась не только актуальная ситуация, но и желаемая картина организации свободного времени. Выяснилось, что большинство подростков хотели бы больше времени проводить с друзьями, что соответствует возрастным особенностям данного периода. 38 % школьников хотели бы чаще ходить в кино, театр, развлекательные центры.

А треть испытуемых больше времени хотела бы проводить с родителями, что может указывать на дефицит общения в семье. Причем, недостаток общения острее воспринимается более младшими подростками.

Следует отметить, что 21% школьников в свободное время хотели бы зарабатывать деньги. Среди них больше тех, кто имеет навыки в прикладном искусстве и других видах творчества.

7% респондентов выразили желание участвовать в работе детской молодежной организации. Интерес к деятельности в общественных организациях, как показал сравнительный анализ, более выражен у учащихся 6-х классов по сравнению с 9-классниками. (Вероятно, это связано с тем, что с возрастом накапливается определенный негативный опыт, что проявляется в недоверии к подобным объединениям). Казалось бы, интерес к деятельности в общественных организациях должен быть более выражен у подростков контрольной группы, но на самом деле это желание выражено в равной степени у учащихся контрольной группы и группы “риска”.

В ходе исследования нами была поставлена задача: изучить соответствие проведения досуга с потребностями подростков. С этой целью школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением свободного времени. Результат оказался таким, что 54 % обучающихся 6, 9 классов удовлетворены проведением досуга (9-10 баллов). Среди них больше подростков с отклоняющимся поведением. Только 5% школьников не удовлетворены проведением свободного времени.

Таким образом, большинство подростков имеют сложившуюся систему проведения свободного времени, соответствующую их потребностям, что отражается в удовлетворенности проведением досуга.

Интересно, что дети из контрольной группы определяют для себя больше возможностей для проведения свободного времени. Тогда как “трудные” дети ограничиваются перечислением следующих объектов: спортивные площадки, игровые площадки во дворе и дискотеки, что относится к неорганизованным формам проведения досуга.

Обеспечение занятости подростков в кружках, клубах, секциях, исходя из их желаний и потребностей, способствует профилактике асоциальных проявлений среди подростков, формированию здорового образа жизни. В исследовании определялась занятость подростков в различных сферах организованной досуговой деятельности. Так, 64 % учащихся посещают те или иные кружки, секции. Сравнительный анализ показывает, что 6-классники в большей степени, чем 9-классники, вовлечены в организованную досуговую деятельность. К сожалению, подростки группы “риска” в меньшей степени вовлечены в работу кружков и секций по сравнению с детьми из контрольной группы. Причиной этого может быть незнание вариантов проведения свободного времени, неразвитость мотивационной сферы и проблемы коммуникативного характера

Среди кружков и секций, в которых занимаются школьники, наибольшей популярностью пользуются спортивные секции и занятиях в тренажерных залах ФОК. В них занимается 58 % опрошенных школьников. В музыкальных школах, в вокальных, эстрадных, хоровых студиях обучается 19 % респондентов; 9 % 9-классников посещают курсы для поступающих в различные учебные заведения; 8 % опрошенных в свободное время занимаются в различных кружках при комнатах школьника. Художественные школы и изостудии посещает 7 %школьников; 6 % подростков занимаются танцами.

Как видно из приведенных данных, занятия спортом входят в сферу приоритетных интересов современных детей и подростков. Возможно, это связано с тем, что в стране культивируется идея здорового образа жизни. Кроме того, занятия спортом удовлетворяют многие потребности подростков:

  • они дают им возможность почувствовать, понять, оценить пределы своих способностей, проверить свою силу, выносливость и научиться владеть своим телом. Основной мотив этих занятий – желание обладать стройным тренированным телом, которое соответствует современным идеалам женской и мужской красоты (фитнес, тренажерные залы, бассейн).
  • команда становится той социальной группой, где подростки удовлетворяют свою потребность в общении, усваивают групповые нормы поведения (многие подростки предпочитают коллективные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол).

С целью определения роли взрослых в привлечении подростков к организованной досуговой деятельности, определялась группа референтных лиц, направляющих подростков в секции, кружки. Большинству подростков (32 %) посоветовали заниматься в кружках и секциях родители, 30 % опрошенных прислушались к мнению друзей, 26 % сделали выбор самостоятельно. Педагоги школ и учреждений дополнительного образования направили в кружки и секции 12 % школьников.

Подростки из группы “риска” принимают решение о посещении кружков, секций под влиянием друзей. Этот факт можно объяснить и так, что у школьников с отклоняющимся поведением родители в меньшей степени участвуют в организации свободного времени.

В инфраструктуру досуга, имеющуюся в микрорайоне по месту жительства, входят: игровые площадки во дворе (46 % ответов), спортивные площадки (41 % ответов), комната школьника (25 % ответов), дискотека (22 %), центры творчества, ДК (19%). 15 % респондентов указали в своих анкетах, что в их микрорайоне ничего не предусмотрено для проведения досуга. Но занятия станут желанными, приносящими удовлетворение только в том случае, если подростки занимаются делом, которое им интересно.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что 62 % школьников выбрали кружки, секции в соответствии со своими интересами. 35 % считают, что в секциях необходимо заниматься для укрепления и сохранения здоровья. 23 % подростков уверенны, что полученные умения и навыки пригодятся им в повседневной жизни. Кроме того, 20 % опрошенных планируют учиться, работать в выбранном направлении. Доминирующим мотивом посещения кружков у 18 % респондентов является коммуникативный мотив – посещение кружков вместе друзьями.

Среди всех опрошенных 36 % нигде не занимаются, но среди них 60 % хотели бы посещать какой-либо кружок или секцию. Подростки указывают следующие причины нереализованности своего желания:

  1. Несовпадение графиков учебы и занятия в кружках (42 % ответов);
  2. Позднее время занятий (15 % ответов);
  3. Кружок или секция находится далеко от дома (15 % ответов);
  4. Отсутствие интереса к имеющимся рядом кружкам и секциям (15 % ответов);
  5. Нет возможности оплачивать кружок (7 %);
  6. Не разрешают родители (6 % ответов – плохая успеваемость и проблемы со здоровьем).

Таким образом, основным препятствиями для проведения организованного досуга являются объективные причины: неудобный график, позднее время занятий, неудобное расположение кружка.

В концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года подчеркивается, что отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, туристическо-краеведческой и другой деятельности. Оно востребовано детьми, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Востребованность данной сферы подтверждается нашим исследованием: 64 % опрошенных школьников занимаются в одном или нескольких кружках, секциях. В то же время 60 % детей из тех, которые в настоящее время ничем не занимаются, выразили свое желание посещать какой-либо кружок.

Обобщая результаты исследования досуговой сферы подростков можно сделать следующие выводы.

1. Каждый четвертый учащийся имеет большую учебную нагрузку и тратит большое количество времени на выполнение домашней работы, следовательно, не имеет достаточного времени для посещения кружков, секций и т. д.

2. У большинства школьников недостаточно сформированы навыки планирования свободного времени (90%).

3. Большинство подростков (56%) имеют сложившуюся систему проведения свободного времени, соответствующую их потребностям, что отражается в удовлетворенности проведением досуга.

При этом необходимо отметить, что в наибольшей степени удовлетворенность испытывают учащиеся девиантного поведения, что объясняется рядом факторов:

  • Низкая учебная мотивация, соответственно более низкая учебная нагрузка;
  • Отсутствие контроля со стороны взрослых в организации собственного досуга.
  • Недифферинцированность сферы досуга: как видов проведения свободного времени, так и места досуговой деятельности ( улица, тренажерный зал);
  • Удовлетворение потребности в общении через опосредованные формы — Интернет и компьютерные игры.

4. Среди различных способов времяпровождения дома наибольшей популярностью пользуются просмотр телепередач, различные виды отдыха, в основном сон. Среди других тенденций, в организации досуга можно отметить количественное снижение чтения (16 %), которое обусловлено появлением новых форм проведения досуга — компьютерных игр, Интернета.

5. Большинство подростков предпочитает проводить свободное время с друзьями на улице, часто собираются у кого-либо дома, встречаются на дискотеке и в компьютерном зале.

6. В сфере досуга подростков с родителями преобладают такие виды отдыха, как — просмотр телевизионных программ, а также выполнение домашней работы (49%), только 13 % школьников с родителями занимаются спортом, гуляют и другими активными видами отдыха.

7. Занятость подростков в кружках, секциях составляет 64 %.

Среди кружков и секций, в которых занимаются школьники, наибольшей популярностью пользуются спортивные секции и занятиях в тренажерных залах ФОК, кружки и студии музыкальной направленности.

Содержательный досуг отсутствует у 36% подростков. Среди них 60 % респондентов выразили желание участвовать в работе различных кружков и секций.

8. Желаемая картина проведения досуга — больше времени проводить с друзьями, чаще ходить в кино, театр, развлекательные центры. Трети испытуемых больше времени хотелось бы проводить с родителями. Отмечено стремление школьников в свободное время зарабатывать деньги (21%).

Потребность участвовать в работе детской молодежной организации испытывают – 7% учащихся.

Организованная досуговая деятельность – направленный процесс воспитания детей в привлекательных для них формах за рамками обязательного школьного обучения.

Пытаясь выйти из-под взрослой опеки, подросток ищет ту временную нишу, в которой он мог бы ощущать свободу своего взрослеющего “Я” и находит ее в сфере досуга.

Неформальное общение со сверстниками, взрослыми необходимо для его полноценного интегрирования во взрослый мир, служит профилактикой наркомании, преступности, агрессивности, других форм асоциального поведения.

Практические рекомендации.

Человек формируется в процессе собственной деятельности, и досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест. Если родители не владеют методикой этой деятельности, то на школе лежит задача её восполнения как работой с родителями, так и организацией внеклассной работы.

  • Родители в большинстве своем знают и понимают, что детям нужно уделять внимание, проводить с ними время, содержательно его заполнять. Но на практике это внимание часто бывает ограниченным удовлетворением бытовых потребностей. Ограничено не только и не столько из-за нехватки времени, сколько из-за неумения, незнания как это делается, что выводит проблему культуры семейного досуга за рамки семьи, рождая необходимость повышение досуговой квалификации родителей как воспитателей, как организаторов детской досуговой деятельности.
  • Своеобразной школой педагогики и досуга должны быть родительские собрания, посвященные тому, как организовать досуговую деятельность, как наполнить её интересным и увлекательным делом. При этом следует учитывать, что подавляющее число родителей будет ожидать конкретных рекомендаций. Такие рекомендации, несомненно нужны, но в первую очередь необходимо знакомить с общими принципами организации досуговой деятельности.
  • Так как моделью формирования навыков организации досуговой деятельности является семья, необходимо в первую очередь создание условий для трансляции позитивного семейного опыта.
  • Так как большую часть времени подростки с друзьями проводят на улице (гуляют), необходимо подчеркнуть важность организации таких форм досуга как создание дворовых команд, оборудование площадок, дворов (волонтеры, тренеры).
  • Так как общение с домашними животными формирует чувство ответственности у подростков, развивает эмпатию и умение сопереживать, рекомендуется создание детских клубов любителей домашних животных на основе клубов любителей домашних животных для взрослых.
  • Советуя детям и подросткам те или иные виды деятельности, социальным педагогам, классным руководителям, родителям нужно помнить, что даже идеально подходящие ребенку, с точки зрения взрослых, занятия (соответствующих способностям и задаткам) не станут желанными и приносящими удовлетворение, если отсутствует интерес.

Решение проблемы межведомственного взаимодействия позволит в более полном объеме удовлетворить культурно – образовательные запросы личности, семьи и общества.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям